СИЗ: шлемы на подвесе против шлемов на подушках

58
СИЗ: шлемы на подвесе против шлемов на подушках
Единый войсковой броневой шлем 6б47

Несмотря на вполне современный вид шлема 6б47, наличие у него крепления для прибора ночного видения и планок под аксессуары, есть у данного изделия «изюминка». Называется она подтулейное устройство или в простонародье «подвес».


Подтулейное устройство появилось в 1940 году на СШ-40, крепилось на 6 заклёпках и состояло из трёх частей-«лепестков» из дерматина, искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком для регулировки (подгонки) СШ для удобства ношения. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка из ваты.




В современном шлеме система явно более продвинутая, а вот и инструкция к нему:


Согласно инструкции, шлем должен быть отрегулирован по высоте, по размеру головы, а также должно быть отрегулировано натяжение наружного ремня. Регулируется всё следующим образом:


Очень мне нравится пункт 2.2.1.6, особенно в части регулировки подвеса при ношении с противогазом. Норматив № 1 по РХБЗ, то есть надевание противогаза, равен 7 секундам для оценки отлично. Получается, что если надеть противогаз и не внести изменения в систему подвеса – шлем не будет должным образом выполнять свою функцию. Точнее – шлем-то будет, ему всё равно в противогазе голова или в наушниках. А вот подтулейная система, которая должна гасить удар от попадания в шлем чего-либо, уже станет неэффективной и не будет соответствовать заявленным требованиям.

Любопытно, что в инструкции от 2017 года вообще нет данных о том, какую энергию передаёт корпус в голову носителя или какую поглощает система подвеса, зато указан ГОСТ стального шарика, от которого шлем 100 % защитит.

Вопрос передачи энергии телу остро стоит, например, в мотоспорте, где падают и бьются регулярно, и это не считается происшествием. Обязательная сертификация мотоциклетных шлемов в Европе существует с 1982 года, и согласно ей шлем должен не только выдерживать удар, но и поглощать большую часть энергии этого удара. При чём тут мотоциклы? Да при том, что в зарубежных шлемах стоят подушки, которые занимаются именно поглощением энергии.

Где-то кто-то говорит, что требования к нашему подвесу таковы, что при попадании в шлем его корпус не должен коснуться головы носителя, но 6б47 – это защита по Бр1, и как подвес должен поглотить энергию рикошета от винтовочного патрона – мне не понятно. Зато понятно, что вероятностью поймать такой рикошет пренебрегать нельзя.

MICH



Поскольку нет задачи сравнивать именно защитные свойства шлемов – вдаваться в подробности не буду. MICH разработан в 1997 году в США и находится в эксплуатации с 2001 года. Он чуть тяжелее, чем 6б47, чуть более бронирован, но основное различие заключается в системе подвеса. Шлемы MICH оснащены четырёхточечной системой фиксации на голове и 7 подушечками – аналогами КАПа в бронежилете.


Регулировка подвесной системы осуществляется с помощью утяжки или ослабления строп практически без необходимости снимать шлем с головы. Быстрое снятие возможно благодаря застёжке «фастекс». К основному минусу этой системы можно отнести дешевизну материалов, из-за чего приходили в негодность резинки-фиксаторы, а стропы регулярно перекручивались из-за недостатка жёсткости.


Подушки крепятся на липучку «велкро» и выпускаются в двух размерах, что позволяет вместе с подбором размера шлема добиться отличной посадки на голове. Кроме этого, пользователь может регулировать расположение подушек внутри шлема, за исключением центральной. Центральную подушку убирать запрещено, но этим пунктом зачастую пренебрегают для того, чтобы удобнее было носить шлем с оправой наушников. Один из критичных минусов подушек – застывают на морозе и становятся очень жёсткими.

Но это было раньше, а сейчас можно выбрать комплект из подвеса и подушек по своему вкусу с любым наполнителем.


Компания Ops-Core пошла дальше и стала выпускать целый комплекс ACH Occ-Dial Liner Kit.


Помимо улучшенной фиксации шлема на голове, вентиляции и простоты регулировки строп, центральная подушка разделилась на две части, для удобства использования наушников, а часть её функций защиты на себя взяла передняя лобовая подушка. Кроме того, с такой передней подушкой удобнее носить приборы ночного видения.

Разумеется, это не единственный вариант подвеса. Кроме Ops-Core свои варианты выпускают Skydex, MSA, Oregon Aero, Team Wendy и прочие.

Выводы


Несмотря на восторженные отзывы женевской баллистической лаборатории Европейского технического центра фирмы DuPont о 6б47, которые проводили свои тестирования шлема, в интернете очень много инструкций о замене родной подвесной системы на аналогичную MICH, а некоторые умельцы даже отпиливают защиту ушей, для возможности пользоваться своими активными наушниками.

Нет смысла давать какую-либо характеристику тем, кто это делает, ведь во всей этой картине важен один факт: они модифицируют шлем под свои задачи. Почему приходится это делать? Потому что нет подходящего аналога.

Да, по задумке разработчиков, шлем 6б47 общевойсковой и не подразумевает проведение в нём каких-либо спецопераций, что уже смешно в текущих реалиях. Однако, несмотря на то, что бойцы разделены по ВУС – все они экипируются унитарно, согласно замыслу серии «Ратник». Столь малое внимание, а порой и полное пренебрежение, к удобству рядового солдата приводит к тому, что он либо пренебрегает рекомендациями производителя, либо покупает своё. Это своё потом приходится отнимать, ибо не положено, но это уже совсем другая история...
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 октября 2022 06:12
    На снимке с подушечками в разрезе, нижние две похожи на губки для мытья посуды. Конверсия и практичность)
    1. +1
      4 октября 2022 20:53
      А чем они хуже? Рационализацию никто не отменял. Прокладки, а не анотомические стельки от кроссовок - бойцы ложили. Да и носки, тоже не долго жить будут в нашей реали. Понятно что в лаптях ходить не будем, но и как Европейские страны тоже наврятли... Климат и Минталитет - другой
    2. +2
      4 октября 2022 21:11
      Самый простой способ, не застёгивать лямки на подбородке, носить как солдаты в фильмах второй мировой, советские и американские бойцы бегали в атаку с болтающимися лямками, спасает от переломов шейных позвонков при попадании пули в переднюю часть, каска просто слетает с головы. Также видел как каски mich носят за счёт подтягивания ремней на затылке (как на шлемах для роликов), а лямка на подбородке либо убрана, либо болтается. А в целом с подушками удобнее сидит на голове это факт
      1. -1
        5 октября 2022 06:31
        Вы пробовали бегать в не застёгнутом шлеме? Не знаю про американский, но советская каска на голове держаться отказывается, если не застегнуть ремешок
  2. Шлемы на подвесе против шлемов на подушках

    ***
    — Ошеломил!...
    ***
  3. fiv
    +4
    4 октября 2022 06:54
    Полагаю, в шлемах на подушках при надевании противогаза тоже надо проводить регулировку. Прочитал инструкцию, полдня повозился - навсегда получил навык быстрой регулировки. В чем проблема-то?
    1. -1
      4 октября 2022 07:03
      А вы внимательно читали? Обычно боец бегает без противогаза. Но иногда возникает нужда противогаз срочно надеть. По нормативу - 7 секунд. То есть за 7 секунд надо не только успеть достать и надеть противогаз, но и подвес перестроить. Навыки, которые вы получили, позволяют выполнить этот норматив?)
      1. +27
        4 октября 2022 07:59
        А вы внимательно читали? Обычно боец бегает без противогаза. Но иногда возникает нужда противогаз срочно надеть. По нормативу - 7 секунд. То есть за 7 секунд надо не только успеть достать и надеть противогаз, но и подвес перестроить. Навыки, которые вы получили, позволяют выполнить этот норматив?)

        Главное в этом деле - успеть надеть противогаз за 7 секунд , а уже дальше ,у вас будет достаточно времени ,чтобы отрегулировать каску под противогаз .
      2. fiv
        +14
        4 октября 2022 08:26
        Норматив одевания противогаза по команде "Газы!" - это время на одевание протвогаза. И все. Дальше хоть до отбоя подгоняйте подвес каски, если командир позволит или обстановка. На это норматива нет.
      3. +1
        4 октября 2022 09:55
        В разных странах разные ситуации и климат .
        Во время службы заметил , что шлем изготовлен для летнего использования .
        На шапку - ушанку его было не одеть , или голова была так сжата , что носить его было просто неудобно .
        А ведь он должен защищать голову в любое время года .
        Может появилось что то новое для зимы ?
        1. +7
          4 октября 2022 11:11
          ШПС - шапочка подшлемник специальная. Изготавливается из одно- или двуслойного трикотажа. Летняя из х/б, ацетата и нейлона; зимняя - шерсть, ацетат, акрил.
        2. +2
          4 октября 2022 22:51
          Просто распускали регулировочные шнурки подтулейного устройства... Ватная прокладка шапки играла роль амортизатора,
    2. +2
      4 октября 2022 20:54
      В отсутствии практики у автора, отсюда и вопросы
  4. +2
    4 октября 2022 07:01
    Выводы тут не сделать. Нужны результаты натурных испытаний, благо горсть сегнетоэлектрических датчиков добыть не проблема, да и остальную систему замеров, с выводом на компьютерные программы, можно слепить из готовых как частей, так и программ. Очень было бы любопытно глянуть, есть ли у нас вообще что то подобное.
  5. 0
    4 октября 2022 08:02
    Зачем вы цепляетесь за норматив в 7 секунд? Кому он сейчас нужен? С такой любовью все зарегулировать, описать, занормировать мы в 21 веке бегаем с калашматами, норматив на неполный разбор же! Пока Янки идут вперёд у нас все теребонькают на уставы, нормативы и традиции)
    1. +8
      4 октября 2022 08:56
      Вы думаете, что отравляющие вещества больше неактуальны? Какой чудесный рывок в будущее)) Вы просто молодец, такой весь современный и креативный. Правда вот вокруг вас пластики. Знаете, такой материал, применяется при строительстве, в одежде, изготовлении презервативов... ну так много где. Так вот.
      При горении пластики выделяют настолько ядовитый дым, что вы потеряете сознание после одного полного вдоха, или трех-четырех неполных.А после второго полного вдоха умрете. В условиях городской застройки немножко дымка от горящего пенопласта, и все. Даже если вы останетесь живы, то есть будете вдыхать такой дым малыми порциями, здоровье ваше будет необратимо подорвано. Такая вот история, такое светлое будущее наступило.
      1. +5
        4 октября 2022 09:35
        Пока наши генералы боятся гипотетического дыма от пластика, НАТО воюет в удобных касках, реально сохраняющих жизни бойцов. Вы только подтвердили мои тезисы, бесконечная ***чка на уставы и никакой привязки к суровой реальности). Набивная оскомину история про бпла, которые не могут пройти приёмку из-за невыполнимых требований МО, вам ничем не говорит?)
        1. +5
          4 октября 2022 12:39
          В "Зимней Вишне" от гипотетического дыма умерли десятки людей. И умирают каждый день при иных пожарах. просто без фанфар. Попробуйте начать думать. Хотя бы гипотетически.
          1. -2
            4 октября 2022 13:17
            Видимо вы в противогазе и в клуб и в ресторан ходите? В зимней вишне же угорели. Какое отношение зимняя вишня имеет к устаревшей конструкции шлема? Попробуйте начать думать.
            1. +2
              4 октября 2022 18:44
              Молодой человек) Угорели, это шедевр)
          2. -1
            5 октября 2022 03:22
            В "Зимней Вишне" умерли от угарного газа. От которого спасает только изолирующий противогаз. Пожарные используют их. Пример неудачный.
            Фильтрующий противогаз только от ОВ.
            1. +1
              5 октября 2022 09:50
              В "Зимней Вишне" умерли от угарного газа.

              они умерли от фосгена ,ядовитого газа, выделяющегося при горении определенных видов пластика. Про угарный газ согласен ,противогаз от него не защищает.
      2. +6
        4 октября 2022 11:39
        Цитата: михаил3
        Правда вот вокруг вас пластики. Знаете, такой материал, применяется при строительстве, в одежде, изготовлении презервативов... ну так много где.

        А ещё в отделке, теплоизоляции и герметизации. Причём трудногорючим и негорючим пластик является лишь до каких-то пределов. ЭМ "Шеффилд" подтвердит - там дым от горящего пластика выгнал команду из внутренних помещений и помножил на ноль всю БЗЖ по причине полного отсутствия видимости.
        1. +6
          4 октября 2022 12:45
          По современным нормам система пожарной сигнализации должна открыть окна и включить вентиляцию на максимум, чтобы любою ценой убрать дым. Так как разрастание огненного очага далеко не так опасно, как дым горящего пластика. Увы, приводы на окна весьма дороги, противопожарную вентиляцию стараются делать, но часто делают только вид. Ибо весьма недешево.
          В военных условиях электропитания зданий не будет, сигнализация будет отключена) Попал в более или менее целое помещение, куда подтягивает дым от пластиковой теплоизоляции - можешь и не отстреливаться. Все равно считай помер. Противогаз в городской застройке нужен как патроны...
          1. +2
            4 октября 2022 13:32
            Все это верно.
            Ну вот я в первой очереди резерва, прислушался к Вашему совету.
            Приценился. ПМК-4 10 тыс., еще попробуй купи.
            Фильтр к нему, вроде гопкалитового, от СО, 2500.
            Хватит его минут на 40.
          2. 0
            4 октября 2022 22:55
            Да! А к нему целый набор фильтров... От противодымного до аммиачного. Универсального не существует....
          3. 0
            5 октября 2022 09:53
            По современным нормам система пожарной сигнализации должна открыть окна и включить вентиляцию на максимум, чтобы любою ценой убрать дым.

            Про окна первый раз слышу. Очень спорное решение при пожаре открывать окна. Системы удаления дыма есть ,и даже работают на многих объектах.
      3. +4
        4 октября 2022 14:51
        Автору изучить матчасть касательно бав, отравляющих веществ. А так же очень внимательно изучить раздел типов фильтров и их применение против разных веществ.

        P.S> противогаз не панацея, к Вашему сведению противогаз не защитит Вас от такой банальной вещи как угарный газ. Т.е. при пожаре Вы не будете в противогазе чувствовать запах гари и дыма, но довольно быстро скончаетесь угорев, потому что СО минует фильтры. Пожарники по этому используют закрытые системы циркуляции воздуха, в простонародье "ребризер".
        1. +2
          4 октября 2022 20:35
          ...Пожарники по этому используют закрытые системы циркуляции воздуха...
          Пожарники устраивают пожары...
          Пожарные пожары ликвидируют...
          1. 0
            6 декабря 2023 13:12
            это очень давний спор wink
            правда в СССР 26 лет выдавали знак "Отличный пожарник" - и никто не жаловался
            различие пожарный/пожарник - больше для внутреннего потребления у "тушил"
            если что - дядя, замначальника НПЦ Пожарной охраны Беларуси - тоже очень не любит, когда его пожарником называют. Или когда я его троллю тем, что во время срочной службы в ВПО - он имел шанс получить вышеупомянутый знак
        2. +2
          4 октября 2022 20:59
          Ну ребризер, это не простонародье... А пожарники - это как правило те кто горят. Кто тушит и ликвидирует пожар - Пожарные
    2. 0
      4 октября 2022 20:57
      Винцент, не согласен. Нормативы нужны для навыка и знаний. Но когда это загоняют в абсурд, тогда и... Результат который вы описали
    3. 0
      10 октября 2022 16:22
      В общем, вы правы. Но про 7 секунд зря.
  6. +3
    4 октября 2022 08:23
    В плане одежды , обуви и экипа для военных мы конечно плетемся не просто в хвосте ведущих армий мира , а даже ближе к заднице я бы сказал
    1. fiv
      +7
      4 октября 2022 08:34
      Геометрически хвост дальше от головы, чем задница. Значит, быть в заднице лучше, чем быть в хвосте
      1. +1
        4 октября 2022 08:41
        Словами блудить делу не помочь... Мужикам на передке от этого не легче
    2. -2
      4 октября 2022 09:55
      Цитата: FoBoss_V
      В плане одежды , обуви и экипа для военных мы конечно плетемся не просто в хвосте ведущих армий мира , а даже ближе к заднице я бы сказал

      чтож вы батенька наговариваете.... а как же "Ратник"? "Сотник"? говорят скоро вообще будет "Легионер" не имеющий аналогов... ... а вы ерунду наговариваете на вторуюАрмиюМира, а может быть даже первую.... laughing laughing laughing
    3. +1
      4 октября 2022 12:44
      да, бросьте. я тут прикинул, за 150 - 200 тысяч можно нормальную снарягу купить. от каски и броника до трусов и носков. я вот на срочке себе форму и обувь покупал у сундуков на складах (конец ХаХа века)
  7. +2
    4 октября 2022 11:36
    На основании инструкций и внешнего вида делать выводы? Стальную каску таскал, могу сказать о минусах точно. Но по новой - только натурные испытания. Отзывы пользователей. Так же по американской, практическое применение. Так пользовал некоторые вещи американского снаряжения - удобные очень, а некоторые смотришь и думаешь - нахрена козе баян?
    1. +10
      4 октября 2022 14:07
      Подвес в каске переносит ударное воздействие на большую площадь поверхности головы (в 1.5-2 раза) чем любая подушка , а то, что вентиляция под каской с подвесом лучше чем под каской с подушками это вообще не оспоримо., поэтому в подушках нет явных преимуществ
      1. -3
        4 октября 2022 19:44
        Вентиляция летом хороша, а зимой - верньiй менингит !
      2. +1
        4 октября 2022 21:11
        Насчет вентиляции. Площадь соприкосновения подушек меньше, чем площадь соприкасающегося дерматина.
        Насчет площади воздействия. Голова - штука очень прочная. Недаром ей мячи отбивают и бутылки разбивают. А вот шея - нет. Подушка из пены ударную энергию, сминаясь, поглощает. А подвес передаёт полностью.
      3. +1
        4 октября 2022 21:18
        Да, это так. Если не учитывать, что каска живет своей ,,отдельной жизнью,, когда башкой крутишь. А крутить приходится.. Проверено.
        1. +1
          4 октября 2022 21:26
          каска на подвесе, прошу прощения.
          ,,Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации.,, хмм.. 1984?
      4. Eug
        0
        9 октября 2022 13:40
        Но - нужна система быстрой регулировки и умение ей пользоваться, о чем писал fiv.
    2. -1
      10 октября 2022 16:26
      Самое-то интересное, что если американца не удовлетворяет какой-либо элемент снаряжения, он может купить себе другой. На свой вкус. Для наших начальников - это катастрофа дисциплины. Даже носки и трусы не смей иметь не армейские. А уж в мороз поддеть теплое из дома... это почти бунт.
  8. -4
    4 октября 2022 15:15
    Как много комментариев спрашивающих чем ты помог фронту.
    господа товарищи Россия тратила на вооружённые силы здоровенную часть бюджета, господа военные получали все возможные плюшки начинают выхода на пенсию в достаточно юном возрасте и заканчивая получением квартир.
    а теперь когда власти начали войну которая нам нафиг не нужна почему-то опять вся страна должна помогать?
    На те налоги которые заплатил российскому государству самолёт наверное не получится но пару танков точно можно построить.
  9. +1
    4 октября 2022 18:12
    Если дать прикладом по шлему с подвесной системой, то будет интересный эффект: череп сохранится, но сотрясение мозга гарантировано. Поскольку дергается сразу вся голова, как при боксерском ударе сбоку в челюсть. Подушки лучше.
  10. +1
    4 октября 2022 18:16
    Цитата: agond
    Подвес в каске переносит ударное воздействие на большую площадь поверхности головы (в 1.5-2 раза) чем любая подушка , а то, что вентиляция под каской с подвесом лучше чем под каской с подушками это вообще не оспоримо., поэтому в подушках нет явных преимуществ

    Вам просто не били по шлему чем-нибудь тяжелым. Обалдеваешь гораздо больше, чем от удара кулаком в голову. Подвес не амортизирует. Он дергает всю голову сразу, вызывая сотрясение мозга. Потому умные люди и применяют подушки, которые действуют только на часть головы и гасят энергию удара.
  11. +4
    4 октября 2022 19:41
    Зимой подушки нужно удалять и надевать шлем на толстую вязаную шапку. А еще нужна бармица. Да ! Для защитьi от осколков, зимой от ветра, летом от солнца, пьiли, комаров. От ножа сзади ночью - тоже. Предки 2000 лет зкспериментировали, оптимума нашли. А сегодня - ну массовизируй, удешевляй, 3d проектируй. И никаких подвесов не нужньi бармица натягивает шлема вниз. А то мало радости челюсть нажимать и перетирать. Крикнуть нельзя, вздохнуть нельзя. Я про массового шлема. Спецура пусть на голове хоть пагоду пристроила ПНВ итд.
  12. Комментарий был удален.
  13. ada
    0
    7 октября 2022 02:59
    ... Любопытно, что в инструкции от 2017 года вообще нет данных о том, какую энергию передаёт корпус в голову носителя или какую поглощает система подвеса, зато указан ГОСТ стального шарика, от которого шлем 100 % защитит. ..

    Чавотаянепоняла. Энергия, вещь такая себе, эфемерная. Я, механику процесса представляю так, что импульс, придаваемый системе - "шлем - подвес (подушка) - голова, сопряженная ограниченно подвижным суставом с остальным бренным телом" поражающим (воздействующим) элементом, векторно передается от точки приложения на шлеме на все ранее указанное и погасить его могут только значительные воспринимающие массы в этой системе (шлем, голова с привязанным туловищем и прочим на нем болтающимся, стенка позади) совершая некоторое перемещение в пространстве - работу, а все остальное (уступающие поражающему элементу ткани или сминаемый материал шлема, удлиняющиеся подвесы и сминаемые подушки) только распределяют импульс во времени, по площади и направлению воздействия, то есть, не обладая существенной массой, выполняют только амортизирующую функцию - малую работу и поглотить мало что могут. Факически, чем прочнее, вязче, слоистей, толще и тяжелее (массивней) шлем и чем дальше от него поверхность головы с разделением амортизатором - тем её владельцу "комфортней" противостоять шарику - усредненному осколку. Или я че пропустил?
    Да, с чугуниевым "абажуром" башкой не повертишь.
  14. +2
    8 октября 2022 12:52
    Из-за изувеченного позвоночника каску не носил - не годен к срочной, "В".
    Но велошлем для меня вещь знакомая, так как ходить с больной спиной тежело, а сумка в одной руке вообще ужас. Был в двух авариях, с шлемом на голове.
    Первый - шлем на треть просто распылился от удара о борт машины, которую занесло, так как у меня шипы, а он на летней, ноябрь 2005.. Никакой травмы головы, ушиб бока, поврежденный руль, потеря зеркала и фары.
    Вторая - резкий старт водителя из арки дома, бесшумный гибрид с электротягой, атаковал справа. Вмятина в шлеме площадью с кулак, порван рюкзак, ушиб бедра, руки, но кости целы. (год не помню, летом)
    Так что амортизирующая пена - рулит.
  15. Eug
    0
    9 октября 2022 13:50
    Осмелюсь предложить такой вариант - четыре (пять, шесть - количество не важно), валика, плотно набитые силиконом (утеплитель для курток) или чем-то аналогичным. Валики - стороны квадрата под "вершиной" шлема, соединенные шнуром. Регулируя (от вершины шлема к его краю) длиной шнура расстояние, на котором находятся валики, находим нужную посадку "по голове". Что-то типа ребер на танкистском или десантном зимнем шлеме.
    1. 0
      9 октября 2022 15:17
      Цитата: meandr51
      Вам просто не били по шлему чем-нибудь тяжелым. Обалдеваешь гораздо больше, чем от удара кулаком в голову. Подвес не амортизирует. Он дергает всю голову сразу, вызывая сотрясение мозга. Потому умные люди и применяют подушки, которые действуют только на часть головы и гасят энергию удара.

      В любой каске с подвесом или подушками можно получить серьезную травму шейных позвонков причем сама каска не будет пробита, что бы ослабить эффект сотрясения каски и ее содержимого нужно дополнить ее конструкцию , например многошарнирный кронштейн крепится с зади к верху кирасы (брони) и к каске (в районе основания черепа) , он воспринимает на себя вес каски в процессе ее носки и при этом позволяет крутить головой, но главное он ограничивает ее подвижность в момент попадании в каску осколка или чего иного. гасит импульс , то есть сотрясение передается по кронштейну на кирасу и далее на тело бойца.рассеиваясь при этом
  16. +1
    9 октября 2022 19:34
    В целом всё верно описано..только и американцы с европейцами давно не участвовали в боях,подобным на Украине.У них ведь тоже унифицированная защита или я не прав? У них опыт других войн и они тоже многих нюансов не учитывают..просто для объективного суждения, если что!
  17. 0
    10 октября 2022 18:33
    Это первая забота о комфорте и жизни солдата, как бы я ни любил читать статью и обсуждение, я не могу участвовать, потому что я был одет в старую советскую банку, она была тяжелой, и у меня до сих пор проблема с шейным отделом. позвоночник. Но в остальном это был цветочный шлем. Мы провели испытания на выносливость. Она была великолепна am
  18. 0
    6 февраля 2023 11:40
    Что я вам могу сказать, у меня был выдан шлем MICH (мы как добровольцы экипируемся с "гуманитарки", прямо вот сейчас я установил новое подтулейное на выменяный 6б47 и это скажу я вам удовольствие! Мои уши наконец отдыхают, подушечки в старом отдельный и весьма спорный вопрос, подтулейка как по мне лучше защитит от запреградки от попадания пули (да я знаю что он не держит, но на излёте вполне себе защита, а вот запреградка от пули на излёте вполне себе даст по черепушке...)
  19. 0
    6 декабря 2023 13:06
    военный бюджет выдержит всю армию снабдить ЛШ3 1+? а таки за то, что быть богатым и здоровым, чем бедным и больным - но увы, приходится оперировать суровой реальностью, а не хотелками
    Ну и
    велик могучим русским языка (с) А. Иванов
    рикошета от винтовочного патрона
    зачем здесь от?
    все они экипируются унитарно
    унитарный - это заряд в танковых войсках или артиллерии - а здесь - унифицировано. не стоит коверкать терминологию